

В конце июня председатель правления «Газпрома» заявил о планах компании по строительству завода «Владивосток СПГ».
На пресс-конференции, по итогам годового собрания акционеров, Алексей Миллер объявил о начале строительства объекта не ранее 2020 года, объяснив это тем, что к данному времени завершится обоснование инвестиций.
Из-за экологических ограничений сжиженный газ все чаще используется в качестве судоходного топлива, а потому у проекта есть в том числе и экспортная ниша.
Для «Газпрома» 2020 год во многом станет рубежным.
К этому времени компания завершит строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Турецкий поток», ввод в эксплуатацию которых намечен на декабрь следующего года.
Вне зависимости от судьбы «Северного потока — 2», это повлияет на структуру инвестиционной программы «Газпрома», ключевым приоритетом которой в последние годы являлись трубопроводные проекты.
На СПГ-проекты монополии повлияли и санкции. Под них в июле 2014 года попал Газпромбанк, который должен был привлекать финансирование для проектов «Балтийский СПГ» и «Владивосток СПГ».
Непосредственно сам проект «Владивосток СПГ» был существенно скорректирован и проектная мощность была снижена с 10 млн т до 1,5 млн т.
Сжиженный газ будет поставляться судоходным компаниям, которые в ближайшие годы будут уходить от использования мазута в качестве топлива. Причина тому — ужесточение требований Международной морской организации (IMO) к качеству судового топлива.
Определяющим фактором для судьбы проекта станет вопрос сырьевой базы.
Частично восполнить ее может Киринское месторождение «Сахалина-3», для освоения которого «Газпром» построил подводный добычной комплекс.
Это позволило начать на месторождении промышленную добычу газа, которая, как следует из отчетности компании, за 2014-2017 годы увеличилась со 100 млн до 630 млн куб. м.
Если схожее технологическое решение удастся найти для Южно-Киринского месторождения, проект «Владивосток СПГ» обретет реальность.
Попадет ли «Владивосток СПГ» в число инвестиционных приоритетов «Газпрома», вопрос пока открытый. Однако шансы на это выше, чем в случае более ранних СПГ-проектов, так как эпоха активного строительства новых экспортных газопроводов, по всей видимости, подходит к концу.