Максимальную цену газомоторного топлива, которая уже ограничена государством, надо привязать не к бензину, а к дизтопливу, считают в «Газпроме».
Минэнерго подготовило проект постановления правительства, по которому цена кубометра газомоторного топлива не должна превышать половины стоимости литра дизельного.
По мнению экспертов, это поможет «Газпрому» убедить владельцев дизельного автопарка, прежде всего муниципалитеты и коммунальные службы, перевести технику на газ, а затем ограничение цен может быть снято.
Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, который также возглавляет ООО «Газпром газомоторное топливо», предложил привязать розничную цену на компримированный (сжатый) газ (КПГ, используется для заправки автомобилей) к цене дизеля.
Сейчас цена на КПГ, согласно постановлению правительства от 1993 года, не может превышать 50% от средней в регионе цены на бензин А-76.
Механизм контроля в постановлении не прописан, в настоящее время за уровнем цен на автомобильное топливо следит ФАС.
Между тем А-76 в России с этого года не производится, а выпуск его близкого аналога, Аи-80, из-за требований техрегламента постоянно сокращается. «Аи-80 производят всего несколько заводов, в основном для коммунальных служб и на экспорт»,— говорит Михаил Турукалов из агентства «Аналитика товарных рынков».
Минэнерго уже разработало проект постановления правительства, по которому максимальная цена на КПГ будет привязана не к бензину, а к дизелю — также на уровне 50% от средней цены в регионе.
«Привязка к цене дизельного топлива связана со спецификой потребителя — это прежде всего автобусы, легкий коммерческий транспорт, такси, которые в основном при оценке своих топливных затрат ориентируются на дизель»,— рассказал «Ъ» директор корпорации «Русские машины» по проекту КПГ Петр Золотарев.
В мае правительство заявило о намерении перевести на газ не менее 50% общественного транспорта и коммунальной техники крупных городов, или около 150 тыс. автомобилей и автобусов, а «Газпром» заключил соответствующие соглашения с большинством российских регионов. Проблема помимо неразвитости сети заправок и высокой стоимости баллонов состоит в том, что для перевода дизельной техники на КПГ необходима дорогостоящая переделка двигателя, которая может составить до 40% от цены транспортного средства. «Проще всего переделать бензиновый двигатель, но можно и дизельный, превратив мотор в газовый или газодизельный. Конечно, нужны дополнительные инвестиции»,— говорит Петр Золотарев.
Сейчас для «Газпрома» главное — убедить потребителей перевести технику на газ. Впоследствии, ограничение цен на КПГ может быть снято как невыгодное «Газпрому», но потребители уже не смогут отказаться от техники на газомоторном топливе.